velly84 (velly84) wrote,
velly84
velly84

Categories:

«Под Российским Андреевским флагом…»

Когда я узнала о тематике третьей экскурсии от народного гида от spbblog – сразу поняла, что должна попасть на нее! Две первых экскурсии, отчеты о которых – здесь и здесь, конечно тоже были очень интересными, но тема моря, ветра и парусов мне действительно безумно близка и интересна. Судьба была благосклонна ко мне, и я все же смогла попасть на экскурсию, хоть и в самый последний момент. У меня не сразу получился этот отчет – слишком много мыслей и воспоминаний пронеслось в голове, пока писала его.

Встретившись у метро Приморская, мы начали свое долгое путешествие. Перейдя реку Смоленку, мы ушли с острова Голодай и оказались уже на Васильевском острове, перед Институтом Арктики и Антарктики. Здесь, на улице Беринга и начался увлекательный рассказ oksa_sun.

Покорение северного и южного полюсов Земли занимало человечество много веков. Русские исследователи начали интересоваться Севером еще с XVII века. Всем нам известны имена Семена Дежнева или Витуса Беринга - они делали первые шаги по освоению северных земель. Экспедиция по исследованию Арктики была организована по замыслу Петра I – и Беринг с честью выполнил возложенную на него миссию. Как бы выглядела карта побережья Северного Ледовитого океана, если бы не его путешествие? А как оценить его огромный вклад в исследование Северной Америки и завязывание торговых отношений? Ему не суждено было вернуться из похода, но его дело продолжает жить.

В море соли и так до черта,
Морю не надо слез.
Наша вера верней расчета,
Нас вывозит "Авось".

Это из песни о другом герое, но как здесь не вспомнить эти строки…

Сейчас в научном центре всесторонне изучаются полярные районы, их географические и метрологические особенности и многое другое. Здесь север становится ближе. Да и как иначе, когда перед глазами ученых, исследователей, моряков – слепящее северное солнце, злые ветра, дрейфующие льды, снежные пустыни и пронзающий холод. Вспомнились любимые с детства фильм и книга – «Два капитана». Там тоже – о льдах, снегах, полярном солнце… и о людях, что умирают, но не сдаются.



Благодаря Оксане и nserg у нас была возможность перемещаться на машинах, что значительно ускорило наше передвижения. А дополнения nserg - профессионала в своей области - замечательно украсили рассказ нашего народного гида. Он обратил наше внимание на дома «на курьих ножках», построенные на Новосмоленской набережной. Кстати, в недалеком прошлом жители здешних краев были в основном простыми работягами, улицы не отличались чистотой, а болотистая местность долгое время не располагала к развитию этого района.

Уже через несколько минут мы по Наличной улице доехали до Шкиперского протока. Как следует из названия, она выходила «на лицо», то есть к взморью. Ну а Шкиперским проток назван по имени слободы шкиперов в Галерной гавани. Первоначально на его месте была речка, которая была засыпана только в начале XX века. Такая же судьба и у линий Васильевского острова - они изначально были каналами.

Итак, мы перед – музеем - подводной лодкой Д-2 «Народоволец». Эта махина, точно повинуясь какой-то неведомой силе, была поднята с морского дна и вознеслась у нас над головами. Образец подводного кораблестроения 1920-х годов, она и сейчас выглядит так, будто ей завтра в рейс. Подлодки такого типа - дизель-электрические, торпедные стали первыми, созданными после революции. В 1935 году она успешно прошла подо льдами. За время Великой Отечественной войны совершила четыре боевых похода, в ходе которых уничтожила и нанесла повреждения вражеским судам.



В 1956 году было принято решение о переформировании подводной лодки в учебно-тренировочную станцию. В 1989 году она стала мемориалом-музеем в составе мемориального комплекса погибшим героям-подводникам. Примечательно, что внешний и внутренний вид лодки воссоздан в первозданном виде. Ее могучие винты действительно поражают взгляд. Жаль, что не зашли – в следующий раз – обязательно!

Мы проходим к берегу, и перед нами - Ковш Галерного фарватера. Здесь раньше обучали ходить под парусом. Но сейчас яхт-клуба нет, а Ленэкспо отхватил значительную часть территории. Какое будущее ждет эту небольшую акваторию?





Переезжаем чуть дальше, и останавливаемся у старинного, полуразрушенного сооружения. Оно буквально захватывает все мое внимание, и воображение рисует что-то донельзя прекрасное.



Да, ротонду, расположенную в ограде Невского яхт-клуба, так и хочется увидеть отреставрированной и элегантной. Такой, как ее задумывал в 1910 году архитектор Кеннель.



Кстати, выискивая подробности об этом здании, узнала, что на этом месте планируется станция метро «Шкиперская», кто знает, верно ли это?

Но вот мы подошли к одной из главных целей нашего путешествия. За автоматическими воротами базы МЧС, кажется, спрятано кое-что любопытное. Проходя вдоль Шкиперского канала, словно по булыжной мостовой, уже можно заметить прекрасные постройки, что с каждым шагом становились все ближе.



В 1721 года архитектор Доменико Трезини построил Кроншпицы – два небольших караульных павильона. Они расположены на двух берегах Шкиперского канала. Их первоначальное предназначение – навигационный ориентир, обозначавший вход в канал Галерной гавани. В 1754 году они стали каменными – архитектор М. А. Башмаков выполнил их в стиле раннего барокко. Органично смотрятся и старинные вазы у подножия Восточного Кроншпица.



Вид на Западный Кроншпиц





Совсем рядом – Морской вокзал



Павильон находится на территории базы МЧС, и сейчас здесь расположен небольшой музей, посвященный истории водолазного дела. Она началась в 1861 году, когда военные суда начали снабжаться водолазными аппаратами. К будущим водолазам предъявлялись очень высокие требования – уже тогда было понятно, что это очень нужная, трудная и опасная профессия. Например, к помощи водолазов прибегали во время строительства Литейного моста в 1875—79 годах.





По винтовой лестнице поднимаемся на второй этаж.



Старый моряк, который охраняет сундук со старинными картами, подзорная труба, гравюры на стенах. В этой комнате так и хочется остаться подольше, буквально впитывая запах истории. Кажется, еще мгновение, и сюда войдет строгий капитан, а матрос побежит исполнять приказы.









Из окон виден Морской вокзал, строящийся ЗСД и Западный Кроншпиц





Поднимаемся на самый верх по еще одной лестнице с необычными, но очень удобными ступенями – и глобус с подзорной трубой полностью отбрасывают тебя на пару веков назад.













Здесь даже книга отзывов - в едином стиле с убранством комнаты.



Впрочем, все это отлично показано у nau_spb – мастера съемки старинных интерьеров. Хотите настоящей красоты – идите туда.

На первом этаже - навигационные огни с затонувшего во время Великой Отечественной войны буксира, якоря, снаряды… - перед войной появилось новое легководолазное снаряжение, что сильно помогло на флоте в целом и на разминировании города в частности.





Кстати, дноуглобители никому не нужны?)



Среди прочего – картина «Петр I спасает моряков на Лахте» и подлинное изображение медали, которая была вручена англичанами Александру I в 1807 году за спасение крестьянина.



Здесь можно было увидеть приспособления для спасения людей, старинные акваланги, универсальный водолазный гидрокостюм и множество иного водолазного снаряжения для спасения и поиска людей.





Сегодня это важное и нужное дело продолжают инспекция по маломерным судам и спасатели поисково-спасательных отрядов, которые сейчас находятся в составе МЧС. Всего в штате водолазной службы, образованной в 2003 году, 23 человека. Они исследуют подводные объекты, поднимают затонувшие предметы, занимаются ремонтов гидротехнических сооружений и, конечно же, спасают людей.



Нам провели и небольшую экскурсию по базе – все на месте, ничего лишнего. Внутри - технические помещения, форма пожарных и спасателей, на другой стороне - спасательный катер.







В основном здании - кухня, помещение для сна с двухъярусными кроватями, кабинеты начальника, врача.

Награды. Кодекс чести



Наверху располагается зал для пресс-конференций и комната отдыха. Мы дружно падаем в мягкие кресла и наслаждаемся видом – стеклянная крыша - это все-таки прекрасно.





Трудно удержаться и не позвонить!



Кстати, из окна виден ангар базы гидроавиации начала XX века и судно на воздушной подушке. Такое же встречает и провожает нас на Шкиперском канале.



Напоследок - якорь



А вот уже и мы вокруг якоря. Фото от Жени nau_spb – наша небольшая компания



«Выше всех вершин! Вот так!»



Даже жаль уходить, но у нас еще многое впереди!





Мы переходим через дорогу и оказываемся перед прямоугольным бассейном, где раньше был расположен док для ремонта галер.



Строительство гавани в устье Глухого протока началось в 1721 г. по указу Петра I по проекту Трезини. Галерная гавань фактически дала название всей западной части Васильевского острова. Так уж получилось, что здесь проводились самые различные испытания и исследования. В 1874 году - демонстрация опытов по электрическому освещению, в 1885 - работы по девиации корабельных компасов. В Гребном порту проходили проверку и первые русские подводные лодки. С 1911 года здесь разместилось радиотелефонное депо Морского ведомства, созданное на основе кронштадтской радиомастерской А. С. Попова.

Об испытаниях гидросамолетов следует сказать особо. В 1912 году летчик Г. В. Алехнович испытывал здесь гидросамолет И. И. Сикорского, а 8 мая 1913 года гидросамолет С-10 под управлением самого И. И. Сикорского впервые взлетел с поверхности Галерной гавани. Это было еще до «Русского витязя» и «Ильи Муромца» - самолетов, прославивших Сикорского на весь мир. А в 1929 году гидросамолет советского конструктора В. Б. Шаврова стартовал с акватории порта и, совершив перелет в Москву, приземлился на Центральном аэродроме столицы. В 1934 году в Гавани строился и затем испытывался В. П. Чкаловым самолет конструкции В. Ф. Рентеля.

Ну и чтобы закончить с исследованиями, скажу, что в 1933 году вблизи кроншпицев была смонтирована первая экспериментальная установка по обнаружению летящих самолетов. Здесь началась история отечественной радиолокации.

Вдали виднеются новостройки и построенная в 1894 году Водонапорная башня. Кирпичное сооружение, верхний этаж которого выполнен в виде деревянного сруба, работало до конца XX века. Теперь в ней можно оборудовать пространство для арт-проектов по аналогии с Башней Зеленой волны. Ну а почему бы и нет?



Здесь же можно увидеть заброшенный ныне Пироклисиновый завод, где в начале XX века находилась сушильня для пороха, котельная и пороховая мастерская.



По берегам Большого бассейна были установлены подъемные устройства для снятия пушек с галер. Вот мы и пробираемся опасными тропами вдоль берега – поближе к сохранившемуся крану, а также пытаясь отыскать остатки набережной еще петровских времен!



Перейдя через современный разборный металлический Шкиперский мост (1997 года постройки) мы оказываемся в «радиоактивной зоне»!



Шутка это или нет – решайте сами, но за забором рядом с домом 16 по Шкиперскому протоку в свое время разрабатывали боевые радиоактивные вещества. Под руководством Лаврентия Берии НИИ ВМФ работало с химическим оружием, а в секретной лаборатории кроликов и собак обрабатывали жидкими радиоактивными растворами. Могильник расположен неподалеку.

Формальная охрана, дырки в заборе... У нас не было с собой радиометра или дозиметра, но как-то становилось не по себе от этих рассказов. Неужели все так плохо?



Ну вот куда я лезу, а?



Наша экскурсия приближалась к концу, вот мы уже у памятника адмиралу Нахимову в сквере «Малые Гаванцы», на одноименной улице.



Он не случайно установлен здесь в 210-ю годовщину со дня рождения адмирала. В 1815 – 1818 годах Нахимов обучался в Морском кадетском корпусе, который также находится на Васильевском острове. Бронзовый памятник представляет собой фигуру адмирала в полный рост с подзорной трубой в руках.



Примечательно, что вдохновение скульптору Григорию Лукьянову подарили исторические события обороны Севастополя – одна из интереснейших героических страниц в биографии русского адмирала. Не удивительно, что и в этом крымском городе тоже стоит памятник Нахимову в полный рост.

Гостиница Прибалтийская – вот она стоит перед нами. Величественная и монументальная. И пусть сейчас на ее фасаде красуется Park Inn, все мы знаем и то, что она была построена к Олимпиаде-80, и то, что здесь снимались в 1988 году «Интердевочка», а рядом, в 1997 году - «Брат». Не забылся еще и скандал с аквапарком «Вотервиль», который был пристроен к гостинице в 2006 году.

А перед гостиницей возвышается памятник Петру I с чемоданом.



Зураб Церетели очень хотел поставить свое детище в исторической части города, но в охранных местах строительство, как известно, запрещено. Что ж, здесь он, пожалуй, выглядит органично. Мундир Преображенского полка, лавровый венок на голове, свиток с текстом вымышленного «указа» об основании Санкт-Петербурга – таким, по мнению самого известного скульптора современной России, должна быть скульптура основателя нашего города.



Вот такой получилась эта морская экскурсия. Мы не устали, хоть и гуляли около трех часов - ведь наше путешествие было автомобильно-пешеходным; и были очень благодарны нашему гиду за такую интересную и познавательную прогулку!

Традиционно, выкладываю маршрут. Надеюсь, что начертила правильно, поскольку перемещение на машинах наложило свой отпечаток на восприятие пространства.

Tags: интересное, мой город, нравится, родное, удивлена
Subscribe

  • Непарадный Выборг

    Выборг - это не только и не столько старый город. В современном городе живут люди. Эта, казалось бы, очевидная истина подразумевает многоэтажки,…

  • Правобережная ТЭЦ

    Недавно, благодаря ребятам из ТГК-1 я побывала на Правобережной ТЭЦ – старейшей энергостанции города. Мероприятие была приурочено к…

  • Фотограф Валерий Плотников. Петербургский. Ленинградский

    9 декабря в пространстве "Конюшенная, 2" открылась ретроспективная выставка фотографа Валерия Плотникова "Кино. Театр". Накануне…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments